Бананы в парфюмерии: от ботаники до трендов

9 июня 2025
127
Парфюмерный эксперт
Ярулин Амир — Парфюмерный обозреватель

Изучает парфюмерное искусство с ранних лет, специализируется на аналитике и описании нишевых и классических композиций.

Отдает предпочтение сложным многослойным ароматам с нотами уда, кожи и пачули.

Автор нашего Telegram-канала
Бананы в парфюмерии: от ботаники до трендов

В мире парфюмерии, как и в ботанике, часто возникают споры вокруг таких простых, на первый взгляд, понятий, как фрукт и ягода. Интересно, что слово «фрукт» пришло в русский язык лишь в XVIII веке через латинский и польский, а до этого все съедобные плоды называли овощами или овоштами. В обыденном понимании фрукт — это сочный съедобный плод, чаще всего сладкий и растущий на деревьях, но строгих правил нет.

Овощ — это практически любая съедобная часть растения, будь то корни, стебли, листья или даже некоторые плоды (например, томаты, огурцы, кабачки). Иногда к овощам относят грибы и водоросли. В разных контекстах классификация может меняться: к примеру, арбуз и дыня в сельскохозяйственной литературе считаются овощами, а для таможни — фруктами.

Термин «ягода» имеет две точки зрения: ботаническую и бытовую. С повседневной позиции ягода — это маленький, сочный и сладкий плод, который можно съесть целиком, положив двумя пальцами в рот.

С точки зрения ботаники ягода — это плод с тонкой кожицей, сочной мякотью и несколькими семенами внутри. Черника, крыжовник и смородина — классические ягоды, а вот клубника и шиповник — это ложные ягоды или многоорешки. Некоторые плоды, привычно считающиеся фруктами, с ботанической точки зрения — ягоды, например, помидор, киви и, что удивительно, банан.

Интересный факт: Банан иногда относят к тому же типу плодов, что и арбуз и дыня — к тыквинам, но с некоторыми морфологическими различиями.

Банан — это вовсе не дерево и не пальма, а многолетнее травянистое растение из семейства Банановые (Musaceae). Современные съедобные бананы — триплоидные стерильные гибриды, которые не имеют семян и не размножаются половым путём.

Родина банана — острова Малайского архипелага, а сегодня он культивируется по всему тропическому поясу. Это самый популярный фрукт в мире, ежегодно выращивается более 100 миллионов тонн! В Эквадоре, например, среднестатистический человек съедает около 74 кг бананов в год — в десять раз больше, чем среднестатистический россиянин.

Ключ к аромату банана — сложные эфиры. Именно они отвечают за характерную сладость и фруктовую свежесть. Сложные эфиры — это соединения, образующиеся при соединении спиртов и карбоновых кислот.

«Мы эволюционно научились воспринимать сложные эфиры с невероятной чувствительностью — это помогало нашим предкам находить сладкие и питательные плоды».

Парфюмеры используют этот трюк, создавая сложные композиции, где несколько близких по аромату эфиров смешиваются, создавая ощущение натуральности и глубины запаха.

Основные эфиры бананового аромата

  • Амилацетат и изоамилацетат — главные носители «бананового» запаха, с оттенками груши и яблока
  • Изобутилацетат — придаёт ноты «тутти-фрутти» и рома
  • Этилбутират — фруктовый, с ананасовыми и сливочными нюансами
  • Бутилбутират — с чуть жирноватым и ягодным оттенком
  • Этилкапроат — банан, ананас и клубника с восковыми нотками
  • Цис-3-гексенилкапроат — зеленые фрукты, ананас и цитрусы с бальзамическим оттенком

Многие знакомы с банановыми ароматизаторами из продуктов питания — йогуртов, мороженого и конфет, которые часто кажутся слишком приторными и искусственными. Это связано не только с мастерством флейвористов, но и с историей бананового аромата.

История банановых сортов и их влияние на аромат

До середины XX века самыми популярными бананами были сорта Gros Michel (или «Большой Майк»), отличавшиеся насыщенным и ярким ароматом. Однако в 1920-х годах «панамская болезнь» — грибок Fusarium — уничтожил большинство плантаций Gros Michel.

Взамен пришли менее ароматные сорта Кавендиш, которые доминируют на рынке и сегодня, но уступают Gros Michel по насыщенности запаха и вкуса. Тем не менее классические банановые ароматизаторы в пищевой индустрии до сих пор имитируют именно «Большого Майка».

Современные тренды в парфюмерии уходят от приторных сладостей к более многогранным и реалистичным фруктовым аккордам. На выставке Esxence 2025 Роми Ковалевски представила аромат 27 87 Hakuna Matata, провозгласив конец эпохи ванили и начало эпохи бананов.

Хотя ваниль никуда не исчезнет, банан становится новым модным акцентом, который может изменить традиционные представления о фруктовых ароматах.

Известные ароматы с банановыми нотами

  • L'Artisan Parfumeur Bana Banana
  • Comptoir Sud Pacifique Vanille Banane
  • Dolce&Gabbana Sicily
  • Jesus del Pozo Quasar

Список пока небольшой, так как банановый аккорд считается смелым и иногда слишком наивным для серьёзной парфюмерии.

Для создания реалистичного бананового запаха важно не только использовать сложные эфиры, но и проработать «мякоть» аромата:

  1. Эвгенол и его производные — добавляют тепла и пряности
  2. «Зелёные» спирты и альдегиды (цис-3-гексенол, транс-2-гексеналь) — свежие, незрелые ноты кожуры
  3. Кетоны (2-пентанон, 2-гептанон) — нотки спелости с воскосырными оттенками
  4. Лактоны и фуранеол — добавляют сливочную и карамельную текстуру
  5. Диацетил и ваниль — придают мягкость и сладость