Музыкальные ноты в парфюмерии: как запахи звучат на языке ароматов
Изучает парфюмерное искусство с ранних лет, специализируется на аналитике и описании нишевых и классических композиций.
Отдает предпочтение сложным многослойным ароматам с нотами уда, кожи и пачули.
Автор нашего Telegram-каналаСодержание
- Почему в парфюмерии так часто звучит музыка? 🎶
- Словарный дефицит: почему запахи сложно описать?
- Стремление к порядку: первые попытки классификации ароматов
- Парфюмерия и музыка: что общего в нотах и аккордах?
- Синестезия на практике: почему мы «слушаем» ароматы? 🎧
- Что такое парфюмерная нота и аккорд?
- Как мозг воспринимает сложные ароматы?
- Аккорды, породившие жанры парфюмерии
- Можно ли «послушать» аромат? 🤔
Почему в парфюмерии так часто звучит музыка? 🎶
Наверняка вы не раз слышали, как в парфюмерных магазинах консультанты предлагают «послушать» аромат, а в описаниях мелькают слова «ноты» и «аккорды». Откуда взялся этот музыкальный язык в мире запахов и есть ли между ними реальная связь?
Словарный дефицит: почему запахи сложно описать?
В русском языке крайне мало слов, чтобы точно передать запах. Попробуйте описать аромат лимона десятью разными прилагательными — задача не из лёгких. Чаще всего мы просто называем источник запаха: «лимон», «грейпфрут» или «металлическая дверная ручка».
Чтобы обойти этот дефицит, мы подсознательно используем другие чувства, описывая запах цветом, вкусом или тактильными ощущениями. Например, лимон может быть «свежим», «ярким», «радостным» или даже «жёлтым».
📝 «Синестезия — это способ, которым каждый из нас создаёт свой уникальный словарь запахов.»Однако восприятие запаха — вещь субъективная и зависит от личного опыта и культурных особенностей. Для профессионалов словарный запас шире, но и им порой не хватает терминов. Вот курьёз: в одной крупной компании оттенок зелёного запаха прозвали «пахнет слоновьей ногой», чтобы не путаться.
Стремление к порядку: первые попытки классификации ароматов
Люди всегда хотели систематизировать и классифицировать запахи. Долгое время основу такой системы составлял ботанический принцип — цитрусовые, корни, смолы и прочее.
В 1857 году английский химик и парфюмер Джордж Уилсон Септимус Пиесс сделал революционный шаг, предложив музыкальную классификацию ароматов в своей книге «Искусство парфюмерии».
Парфюмерия и музыка: что общего в нотах и аккордах?
Пиесс сравнил ароматические ингредиенты с музыкальными нотами и расположил их по «гамме», где нота — это ощутимая часть аромата, а аккорд — гармоничное сочетание нескольких нот.
📌 Факт: Несмотря на поэтичность идеи, музыкальная классификация Пиесса оказалась довольно умозрительной и не получила практического применения. Например, ингредиенты в его «гамме» не упорядочены по летучести или другим логичным признакам.Музыкальные законы, такие как созвучия и диссонансы, в парфюмерии не всегда находят прямые аналоги. Это неудивительно, ведь запахи намного сложнее и менее предсказуемы, чем звуки.
Синестезия на практике: почему мы «слушаем» ароматы? 🎧
Творческий процесс создания духов действительно имеет много общего с написанием музыки. Как говорит парфюмер София Гройсман:
📝 «Создание духов и музыка — это родственные виды творчества с похожими механизмами вдохновения.»Многие современные художники и музыканты используют ароматы как дополнение к музыкальным произведениям, усиливая эмоциональное восприятие.
Что такое парфюмерная нота и аккорд?
- Нота — часть аромата, воспринимаемая как отдельный запах. Например, «нота розы» может быть представлена разными веществами — натуральным маслом, сложной композицией или одним соединением.
- Аккорд — гармоничное сочетание нескольких нот, создающее новый, уникальный запах.
В музыке аккорд — это три и более ноты, а парфюмерный аккорд — это не просто смесь, а синергия, когда компоненты создают нечто новое, не сводимое к отдельным частям.
Как мозг воспринимает сложные ароматы?
Наш мозг постоянно сравнивает новые запахи с уже знакомыми, выделяя отдельные «файлы» из ольфакторной памяти. Когда смесь компонентов уравновешена по интенсивности, мы перестаём ощущать отдельные запахи и воспринимаем новый, целостный аромат — так рождается аккорд.
📋 Примеры парфюмерных аккордов:- Зелёный стемон + сливочно-кокосовый окталактон = эффект инжира
- Кастореум + бензилсалицилат = запах оливок и оливкового масла
- Изобутилфенилацетат + ванилин = аромат шоколада
Интересно, что не все пары образуют аккорд — иногда компоненты просто смешиваются без синергии. А иногда аккорд состоит из нескольких компонентов, настолько цельных, что даже профессионалам сложно определить состав.
📌 Факт: Линейка ароматов PentaChords от Энди Тауэра построена на принципе идеального сочетания ровно пяти материалов, создающих гармоничные и уникальные композиции.Аккорды, породившие жанры парфюмерии
Некоторые аккорды настолько удачны, что становятся основой целых направлений в парфюмерии — шипровый, фужерный, амбровый аккорды. Например, аромат колы воспринимается как сложный аккорд из привычных душистых материалов, а не как запах экзотических орехов.
Можно ли «послушать» аромат? 🤔
Фраза «послушать аромат» широко используется, но в русском языке нет точного аналога для описания восприятия запаха, как есть для зрения и слуха. Запах можно «чувствовать», «нюхать» или «пробовать», но «слушать» — скорее метафора.
📝 «Хотя в русском языке «послушать аромат» стало привычным, этот оборот отсутствует в других языках, что делает его интересным объектом для лингвистических исследований.»В конечном счёте, музыкальные термины и метафоры помогают нам выразить то, что сложно описать словами, и делают мир парфюмерии более ярким и понятным.