Передозировка в парфюмерии: искусство поиска нового баланса

7 июля 2025
61
Парфюмерный эксперт
Ярулин Амир — Парфюмерный обозреватель

Изучает парфюмерное искусство с ранних лет, специализируется на аналитике и описании нишевых и классических композиций.

Отдает предпочтение сложным многослойным ароматам с нотами уда, кожи и пачули.

Автор нашего Telegram-канала
Передозировка в парфюмерии: искусство поиска нового баланса

Существует распространённое мнение, что в искусстве нет и не должно быть никаких рамок. Однако в парфюмерии всё иначе: творческий процесс ограничен множеством факторов — от сроков и бюджета до правил безопасности и стилистических требований брифа. Кроме того, талант, опыт и вкус парфюмера задают собственные границы. Несмотря на техническую возможность использовать любые ингредиенты в любых концентрациях, реальные рамки существуют и их нельзя игнорировать.

Термин «передозировка» обозначает использование одного или нескольких компонентов в композиции в количестве, значительно превышающем их привычные пропорции. Это не просто усиление ноты — это смелый ход, который требует нового подхода к гармонии и балансу аромата.

Чтобы понять передозировку, полезно представить её на примере поваренной соли:

  • Если соли слишком мало — вкус блюда блеклый и пресный.
  • Если соли слишком много — блюдо становится несъедобным.

Некоторые ингредиенты имеют более широкий диапазон применения, как сахар: от небольшого количества, делающего вкус гармоничнее, до чистой карамели.

Повышение концентрации одного вещества в сотни раз не гарантирует оригинальность композиции. Задача парфюмера — найти новые контрасты и создать уникальный баланс, который зачастую требует создавать аромат с нуля, а не использовать проверенные шаблоны.

Передозировка — идея почти такая же старая, как и современная парфюмерия. Уже в XIX веке синтетика играла ключевую роль:

  1. Houbigant Fougere Royale (1882) — первый аромат с синтетическим кумарином.
  2. Guerlain Jicky (1889) — первый, где ванилин и натуральная ваниль использовались вместе для создания сложной текстуры.
  3. Trèfle Incarnat (1889) — добавление амилсалицилата, который стал обязательным для фужерных композиций.

Позже синтетические иононы, гидроксицитронеллаль, альдегиды и другие материалы стали героями передозировок, формируя новые направления и стандарты.

  • Иононы: позволили создаватьфиалковые ароматы без дорогого натурального сырья. Пример — «Красная Москва» с 30% иононов.
  • Гидроксицитронеллаль: отвечает за ноту ландыша, звезда Diorissimo (1956).
  • Альдегиды: легендарная Chanel №5 с большим количеством альдегидов задала тренд.
  • Сандаловые одоранты: Krizia K (1982) с 30% сандаловых веществ, Guerlain Samsara (1989) с полисантолом.
  • Изо е супер: от микрокомпонента до 100% в Molecule 01, один из самых известных примеров передозировки.
  • Этилмальтол и Mugler Angel (1992): культовый аромат, задавший тренд гурманских нот в парфюмерии.
  • Гедион: с 3% в Dior Eau Sauvage (1966) стал стандартом для мужских одеколонов.
  • Кашмеран: 25% в Frederic Malle Dans Tes Bras (2008), универсальный древесный материал.
«Когда я только тренировался, этилмальтол был моим любимым веществом для создания сладких нот. Мне говорили, что это китч, но потом Оливье Кресп создал Angel, и всё изменилось.» — Марк Бакстон
«Франсуа Марин настаивала, что Angel — это просто крем-карамель и ничего более, но он создал революцию.» — Филип Крафт

Сейчас передозировка — это не просто эксперимент, а полноценный стиль. Такие бренды, как Escentric Molecules, Nomenclature, Æther и Corps Volatils выпускают ароматы, построенные на использовании одного доминирующего синтетического ингредиента в высоких концентрациях.

«Передозировка» — не разрушение гармонии, а поиск новых связей между компонентами. В современном парфюмерном дизайне важно не просто количество ингредиентов, а их взаимодействие, синергия и функциональное значение каждого элемента.

Хороший пример передозировки — лаконичная композиция, где центральный ингредиент подчёркнут, а не замаскирован. Такой подход требует от парфюмера мастерства и тщательного подбора «противовесов».

Парфюмерная «передозировка» похожа на кулинарный эксперимент с солью или сахаром: найти ту грань, когда аромат раскрывается максимально ярко и гармонично, а не становится чрезмерным.

Передозировка — это не просто приём, а настоящее искусство поиска нового баланса и свежих форм в парфюмерии. Среди ваших любимых ароматов наверняка есть примеры таких смелых экспериментов, которые и делают мир запахов таким многогранным и захватывающим.